Subscribe

Email:

I am in:

S.Petersburg +79602494328

Фотоби или новые шедевры Русского Музея

fb05В Мраморном Дворце Русского музея — аншлаг. Проходит «Фотоби». Именно такое название можно прочитать на каталоге Фотобиеннале за 1500 рублей,  торчащего из-под других книжек на лотке, зажатом между кассой и гардеробом. «Какой аншлаг! Никогда не видел, чтобы здесь было столько народу!..» — удивляется стоящий рядом со мной в длиннющей очереди в гардероб молодой человек. Рядом со мной там же стоит галеристка, с которой мы когда-то учились на менеджменте, дедушка-блокадник и мой бывший одноклассник, с которым мы не виделись без малого пару лет. Еще много девочек на каблуках и без, молодых людей с ирокезом и подстриженных под горшок, деловых и не очень дам. И все как один жаждут приобщиться к новому массовому искусству под названием «фотоби». И я в их числе — как вы понимаете.

Два этажа, разделенные по принципу — искусство и не очень. 400 фотографий, отобранных из 5 тысяч присланных на конкурс. Выбирали не просто какие-нибудь маленькие там кураторы и галеристы, а серьезные люди с серьезными должностями — сплошные «замы» да начальники. Очень мне хочется представить себе чудную картину, как они все сидят, уткнувшись в экран компьютера и размышляют, над достоинствами той или иной фотографии. Но получается как-то очень грустно и неправдоподобно.  Им же (вместе или по отдельности) принадлежит авторство текста, предваряющего выставку. Вот избранные цитаты, касающиеся задач фотоби: «…следуя мировому музейному опыту, представить современную фотографию во всем многообразии жанров и направлений, а также акцентировать внимание на новых тенденциях»; еще там есть маленькое, но как мне кажется, очень существенное дополнение: » Все фотографии, отобранные для Фотобиеннале, войдут в состав музейной коллекции». Итак, ура господа! Еще до просмотра экспозиции я порадовалась за Русский музей, бесплатно приобретший в свою коллекцию 400 новых шедевров. Молодцы! Зачем вообще самим искать авторов и выбирать фотографии, если они сами идут к тебе в руки? По-моему, не за чем.  Имена «счастливчиков», которым уже посчастливилось вооружиться на будущее заветной фразой «мои работы находятся в коллекции русского музея» — своеобразный «список Шиндлера» fb14 — висят тут же, напротив «декларации нового фотоби-искусства».

Итак, уже морально настроенными и заряженными мы вместе с  галеристкой, с которой мы когда-то учились на менеджменте, дедушкой-блокадником, но к сожалению без моего бывшего одноклассника, с которым мы не виделись без малого пару лет, заходим в парадные залы мраморного Дворца. Первое, что сразу приходит на ум (точнее вгляд) — это ощущение, что забыл с вечера закрыть страницу фотосайта (фотополигона, фликра) и с утра спросонья, часто моргая глазами, пытаешься понять, что значит все это обилие цветовых пятен перед глазами. Или еще лучше  — помните, была такая чудная детская игрушка — калейдоскоп, крутишь ее, а там все такое красивое и непонятное. И нравится. Или не очень. Но голова кружится. Черно-белая и не очень, цветная и слишком цветная, а также контрастная до умопомрачения. Формат фотографий колеблется с еще большей амплитудой ( а я то по дурости думала, что бывает только узкий и широкий формат), но основной преобладающий — это недоквадрат-недопрямоугольник. Стоявший рядом со мной молодой человек , улыбнувшись, заметил, что , наверное, «это такой формат, чтоб влезло больше». А я скромно отметила, что так обычно обрезают фотографии, когда снято паршиво было и много лишнего по краям. Или не было — но почему-то так кажется. «Ой, а я же знаю ее!, — раздается радостный крик рядом со мной, — мы учились вместе, представляете! Ой, а она теперь такая, в Русском музее, моя подруга, вот смотрите!», — говорит , видимо, нам всем уже немолодая женщина в очках, почти подпрыгивая от удовольствия. Подхожу к стенке, столь поразившей немолодую даму. Фотографии. На них дети. Черно-белые. Из семейного альбома. Тут же, рядом, возглас :»Дорогая, смотри, эта девочка так похожа на нашу Алечку! Ну прямо вылитая! Надо было нам тоже фотографии прислать! Висела бы Алечка тоже в Русском Музее!…»fb17

Уже после просмотра первого зала под названием «Быт», я поняла, что выставка названа явно неправильно. Я бы назвала ее : «Фотоби или ода фотошопу». Еще более укрепились мои подозрении в ошибочности выбранного названия во всех остальных разделах. «А кто проверит-то, настоящие фотографии или нет? Теперь уж никто не проверит, ага», — услышала я разговор двух девушек. Так что же получается, господа!? Получается, что нахуй все принципы фотографии, нахуй вообще саму фотографию. А кому она теперь нужна, если даже в  Русском Музее — свалка из фотошопных потуг, заумных коллажей и откровенного фото-мусора?  И как в этом дегте разглядеть несколько хороших капель меда, когда они просто теряются и становятся похожими на все остальные? «Ой, какой сложный вопрос, даже fb02если мне что-то понравилось, я уже не помню что… Так много всего…»

С замиранием сердца входила я зал под названием «Репортаж». Все же как-никак, но имею к этому жанру отношение.. Обойдя зал из 22 фотографий, я вспомнила фотофакультет при домжуре. Примерно такие фотографии мы приносили на занятия по заданной теме, лучше-хуже, но уже будучи «настоящими фотографами». На секунду мне пришла в голову мысль, что вот люди, все люди, которые пришли в Русский Музей на «Первую Фотобиеннале», которые не разбираются в фотографии, но которым интересно. Они увидят — что вот она какая — лучшая репортажная фотография! Голые целлюлитные жопы на фоне Кремля в Казани под названием «Красный Восток»! Наверное, возникнет вопрос — почему я, такая умная, сама не прислала фотографии, которые  радовали бы обывательский глаз в зале «репортажа». Каюсь. Не было даже желания. Но я не увидела фотографий уважаемых мною российских фотографов, в том числе и молодых — ни одной!.. Зато увидела много знакомых фото-фамилий. Наверное, чтобы участвовать в чем-то, нужно отдавать себе отчет в чем ты участвуешь, особенно если ты молодой фотограф. А не размениваться на привлекательный ярлык и возможность стать частью «коллекции»! Нужно уважать себя хотя бы, если ты не уважаешь фотографию как таковую…Можно потыкать пальцем на кураторов, как наверное и сделают многие — и хныча сказать, что это, дескать, все они виноваты, а я такой хороший-пушистый и вообще не при чем! Но побойтесь Бога — кого вы обмануть хотите?… Зачем тогда вообще заниматься фотографией? Для того, чтобы стать известным, можно переспать с парой-тройкой и попасть в телевизор. Но при чем тут фотография? Фотография тут не при чем.  Подтверждением сему, увы,  стали для меня некоторые экзерсисы, прочитанные мною по пришествии домой в интернете:

fb07

Никита Евдокимов :       «…и когда Аня Майсюк сказала, что шесть ее работ отобрали для фотобиеннале — я страшно завидовал, Русский музей, престиж, выставка (о, дорогой Боженька, ты ведь знаешь, для молодого фотографа без выставок и с намерениями — это самое сильное желание, заполучить выставку и хорошие отзывы, ну почему же на все это нужно годами пахать??? что за несправедливость)… конечно, тщеславие, с одной стороны.

с другой — работы хочется показывать. Не только в интернете. Их нужно показывать. когда ты напечатал, повесил на стенку и сказал приветственную речь. Или послушал — ты сделал Дело, довел до конца период маленький. Ты подумал, понял, оценил и пошел дальше. так что, биеннале — это шанс. виноваты не фотографы. Откуда они же знали, что такой архимандрит будет выставка-то? Виноваты кураторы и организаторы.» (взято отсюда)

Где-то внутри тлеет слабая надежда на то, что после того, как «Головокружение от успехов» закончится, некая невидимая фотографическая сила примет «закон о колосках» в фотографии… Увы — это из разряда фантастики… Мне же только остается порадоваться всем тем, кто нашел на Фотобиеннале фотографии своих знакомых и искренне этому порадовался. Кто смог в первый раз приобнять девушку, увлеченно рассказывая ей, что он тоже бывал в том месте, которое изображено на фотографии.  И тому дедушке-блокаднику, который проголосовал за лучшую фотографию — Троиций собор в огне. Потому что он рядом с ним вырос. fb16

PS  «… Вы знаете, этот зал  называется Царским. Я точно не помню, но мне кажется, это связано с тем, что сюда часто приезжал Александр II… К сожалению, ничего из интерьеров не сохранилось, но я видела на старой фотографии — здесь были чудесные мозайки, на стенах и даже на полу. Все это сохранилось, но кто будет этим заниматься?.. Ведь раньше все принадлежало одной семье, а теперь, как видите, массам. Но вы знаете, я давно работаю смотрителем в Русском музее, за это время все-таки вернули прежний вид некоторым залам. Красота-то какая! Поистине царский вид… Я сама правда, только одним глазком видела. Понимаете, там сейчас по вечерам праздненства проводят и чтобы попасть туда, денег , наверное, немало заплатить нужно…Я просто видела люди приходят — все в нарядах таких, аж дух захватывало… Просто так вы туда не попадете… Это вон там — за зеркалом… Закрыто только….»

Еще ссылки на разные высказывания по поводу Фотобиеннале вы можете найти тут

Фотографии, представленные на Фотобиеннале,  в порядке публикации в сообщении: Павел Маскин, Таша Мухина, Григорий Мумриков, Рустам Мухамедзянов, Анна Майсюк, Анатолий Насонов

6 comments to Фотоби или новые шедевры Русского Музея

  • klimov

    еще один кошмар! и Русский музей не хуже чем винзавод стал )))

    • Katya

      В том-то и дело, что вполне возможно, что на Винзаводе может произойти такое явление как Best Photo of Russia. В принципе, в нашем Манеже — тоже ежегодно происходит. Но чтобы в музее! Да еще и в одном из самых значимых для Петербурга!… Благо, что в главном здании только постоянная экспозиция….

  • VEN

    Недоквадрат-недопрямоугольник, это всего лишь: 3Х4 — формат любой цыфромыльницы,
    а вовсе, не «потуги кадрирования». 😉

  • Александр

    «Наверное, чтобы участвовать в чем-то, нужно отдавать себе отчет в чем ты участвуешь» — золотые слова. «И лучше будь один, чем вместе с кем попало.»

  • farit

    Вчера удалось пролистать /все!/страницы-пдф каталога 1 фотобиеннале Русского музея…Зрелище не для слабонервных! Боюсь,что и сама выставка еще более грустное событие…
    Иногда ложка дегтя может испортить бочку меда…Здесь же этих «ложек» уж очень много оказалось.Процент заведомо слабых фотографий, образцов махровой безвкусицы,неумелого клонирования известных работ уж очень велик. На их фоне хорошие работы потеряли свою прелесть.
    Организаторы заявили,что их проект должен показать современную российскую фотографию. Почетную миссию возложили на уважаемое жюри и кураторов,безусловно , специалистов своего дела.Правда,дела их,судя по фамилиям и должностям,страшно далеки от искусства фотографии. Хотя…мы уже давно привыкли,что государством могут управлять кухарки…А тут всего лишь фотография…Организаторы явно старались взять числом, а не умением…Иначе и не объяснить отсутствие среди участников известных имен .Известных не только в России.Может,действительно питерские кураторы не знают,например, великого питерского фотографа Борю Смелова…/Ну и что,что была его выставка в Эрмитаже!/. Была же задача показать СОВРЕМЕННУЮ фотографию. И не беда,что многие работы на выставке датированы 70-80-ми годами…Можно и не заметить. И еще. Каталог, наверняка и сама выставка, уж очень напоминают годовой комплект журнала «Digital Photo»,где в изобилии представлены работы начинающих и более зрелых фотолюбителей. Наверное,честнее было бы просто сделать выставку совместно с журналом или с каким-либо фотолюбительским сайтом,где реализуют свои амбиции многочисленные графоманы от фотографии…Многие из них уже сегодня ликуют-«Мои шедевры в самом Русском музее! А вы говорили-«…снимать не умею!»
    Увы! Сегодня авторы фотоизображений бесконечных кошечек,собачек,закатов и цветочков,старичков и детишек,барышень и заумных пятен на стене правят бал в стенах Русского музея…

  • Grigory

    Вечер добрый! Почитал Ваш отзыв и комментарии людей по поводу выставки в Русском музее. Занятно_) и грустно немного. Возник вопрос: Ваши работы не попали туда? Почему после прочтения есть ощущение, что все ужасно? Неужели совсем ничего там не понравилось? Про Бориса Смелова тоже понравился комментарий_) Он должен был, извиняюсь, с того света отправлять свои фотографии на конкурс или его родственники? Откуда такая ненависть к молодым авторам? Я был на этой выставке, и мне тоже много чего не понравилось, но ведь были и достойные работы! Прошу Вас быть более объективной! _) Почему? Да потому что так честнее_) p.s. По какому принципу Вы выбрали на свою страничку именно «эти» фотографии?

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*